Опыт совместной работы учителя и воспитателя - Сайт учителя дефектолога (сурдопедагога) Ивановой Нины Алексеевны

Перейти к контенту
Главная > Кабинет > Публикации, методики
Опыт совместной работы учителя и воспитателя по воспитанию культуры здоровья глухих умственно отсталых детей

Н. А. Иванова
Ачинская коррекционная школа-интернат I вида, г. Ачинск,
Красноярский край

  В школе-интернате I вида есть дети не только глухие и слабослышащие, но и со сложными дефектами, обучающиеся по программе 8 вида. Кроме того, при анализе здоровья детей класса, выявлены заболевания ДЦП, нарушения зрения, осанки, лор-заболевания. Основное направление педагогики здоровья – это охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения к своему здоровью. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Поэтому возникает вопрос о необходимости усиления мероприятий по оздоровлению детей как в школе, так и дома.
  В классе глухих умственно отсталых детей работает реаколлектив (реабилитационный коллектив), в который входят: учитель-дефектолог класса, сурдопедагог, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог. Учителем и воспитателем разработана здоровьесберегающая программа «Будь здоров».
 Цель программы: создание целостной системы, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся.
 Задачи:
- создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- воспитывать привычки к здоровому образу жизни;
- формировать элементарные представления и навыки безопасного поведения;
- учить практически овладевать здоровьесберегающими технологиями;
 Ключевое слово- ЗОЖ (здоровый образ жизни).
Здоровый образ жизни- мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций.
Критерии отслеживания программы:
- сохранение показателей состояния здоровья всех учеников класса;
- динамика мотивации к ведению здорового образа жизни;
- использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий;
Диагностика:
- мониторинг физического развития;
- контроль за заболеваниями учащихся;
- отслеживание умственной работоспособности;
- мониторинг занимающихся в кабинете ЛФК, динамика;
- мониторинг занимающихся в свободное время физической культурой (кружки, секции)
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- включить в работу всех учащихся, их родителей и педагогов в овладение ЗОЖ;
- повысить интерес детей и родителей к данной проблеме;
- предположительно уменьшить количество пропусков уроков по болезни;
- при положительной динамике физического и психического здоровья повысить умственную работоспособность учащихся;
- развить мотивацию для занятий в свободное время физической культурой.
Направления работы
1. Классные часы
2. Внеклассные мероприятия
3. Встречи с медицинскими работниками
4. Занятия со школьным педагогом-психологом
5. Посещение кабинета ЛФК
6. Экскурсии
7. Консультации родителей специалистами, просвещение через классную газету
8. Спортивные соревнования, «Дни здоровья»
9. Ежегодное проведение диагностики здоровья учащихся, мониторинг
10. Коррекционные здоровьесохраняющие упражнения на уроках и во внеурочное время
11. Посещение спортивных кружков, секций
Основные моменты деятельности учителя
- физминутки с использованием массажных ковриков для профилактики плоскостопия у детей;
- введение в структуру урока здоровьсберегающих технологий (максимальный объём двигательной активности);
- динамические перемены;
- передача знаний, умений и навыков на уроках, способствующих формированию представлений о здоровьесбережении;
- познавательные игры-ситуации, социальные тренинги, инсценирование жизненных ситуаций;
- различные виды гимнастик на уроке ( пальчиковая коррегирующая, дыхательная, гимнастика для глаз, для профилактики   простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж);
Основные моменты деятельности воспитателя
1. Сотрудничество с медицинскими работниками школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учеников класса.
2. Сотрудничество с родителями, классным руководителем, сурдопедагогами, педагогом-психологом, социальным педагогом.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к своему здоровью.
4. Формирование личностной рефлексии учащихся по проблемам ( мнение о себе и своём здоровье).
 Программа действует третий год (3,4,5 класс). Такая комплексная совместная работа даёт положительные результаты в сохранении здоровья учащихся класса. Программа решает проблему сохранения здоровья не формально, а осознанно и целенаправленно. Здоровый ребёнок активен и способен к продуктивной учебной и внеучебной деятельности. Совместная профилактическая, двигательная и игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, формирует навыки безопасного и ответственного поведения, способствует успешности каждого ребёнка с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
 Результаты углубленного ежегодного медосмотра детей показали значительное снижение случаев простудных заболеваний. А также устойчивое осознанное отношение к вредным привычкам.







Яндекс.Метрика
Назад к содержимому