Индивидуальная коррекционно-развивающая программа сопровождения - Сайт учителя дефектолога (сурдопедагога) Ивановой Нины Алексеевны

Перейти к контенту
Главная > Кабинет > Методика
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа сопровождения
 
Петрова Ида Давыдовна, 02.10.2002 г. рождения на период 2010-11 учебный год, 1 класс.
 Заключение краевой ПМПК:  обучение по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 1 вида
 
Диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени.
Условия выполнения программы:
  • Ежедневные индивидуальные занятия с учителем-дефектологом по развитию слухового восприятия и формированию произношения по 20 минут.
  • Фронтальные занятия по всем разделам программы по расписанию.
  • Занятия с педагогом-психологом по развитию сенсорного восприятия 2 раза в неделю.
  • Коррекционные занятия по ритмике.
  • Использование на занятиях учителя и воспитателя приемов индивидуально-ориентированного подхода.
  • Контроль за постоянной сменой батареек для   слухового  аппарата.
  • Мониторинг обученности и слухо-речевого развития.
 
Цели программы сопровождения:
  • Формирование минимума базового образовательного и социального компонентов школьного образования.
  • Обучение слуховому восприятию, произношению, развитию речи.
  • Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
 
Специалисты, участвующие в программе: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель класса,  воспитатель.
 
Содержание программы
 
Развитие речевого слуха 
   Воспринимать на слух речевой материал обиходно-разговорного характера и относящегося к учебной деятельности типа: Кто вчера был дежурный? Где работает твоя мама? И т.п.;
   относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Учебные вещи», «Признаки предметов по цвету», «На школьной кухне», а также математических терминологий и заданий.
   Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся по темам: «Новый год», «Семья», «Зима».
   Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа: Что вы делали на уроках математики (чтения…)? Положи книгу на стол. Когда будут летние каникулы и т.п., относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Части тела человека», «Весна», «Растения», а также математических терминологий и заданий.
   Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6-7 предложений по темам: «Весна», «День рождения», «Скоро лето».
 
Обучение произношению
   Постановка и автоматизация звуков э, ы, р, б, д, г, шж и их сочетаний.
   Произносить слитно на одном выдохе слова, словосочетания, фразы, состоящие из 7-8 слогов.
   Изменять силу голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией сопряжено и отраженно.
   Закреплять правильное произношение в словах звуков в речи и их сочетаний.
   Произносить слова слитно голосом нормальной высоты, силы, тембра с соблюдением словесного ударения в 2-3 сложных словах (сопряжено, отраженно, по надстрочному знаку, в знакомых словах, самостоятельно).
   Изображать ритм слова и подбор слов по ритмическому контуру.
   Соблюдать орфоэпические правила ( сопряжено и отраженно, по надстрочному знаку): безударное о как а, оглушение звонких согласных на конце слов, оглушение звонких согласных перед глухими, ого-его, что, чтобы, удвоенные согласные, непроизносимые согласные.
Произносить слова и фразы в темпе, близком к естественному (сопряжено и отраженно).
Изменять темп произношения быстро-медленно (сопряжено и отраженно).
Воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию ((сопряжено и отраженно).

Математика
Нумерация чисел 11-20, прямой и обратный счёт. Сложение и вычитание без перехода и с переходом через десяток. Сравнение чисел второго десятка.
К концу года знать числа от 1-100;; все случаи сложения и вычитания в пределах сотни ( устные приёмы вычислений).
Знать основные математические термины ( можно с карточками-помощницами), уметь решать простейшие уравнения.

Развитие речи
Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, побуждение.
Сообщать о деятельности по заданию учителя или по собственной инициативе.
Отвечать на вопрос и обращаться с вопросом.
Развитие монологической речи.
Описывать основные события прошедшего дня: отражать последовательность в рисунках; подписывать свои рисунки.
Сообщать об интересных событиях, которые произошли в собственной или школьной жизни (4-5 фраз).
Описывать экскурсию: делать зарисовки, самостоятельно подписывать.
Расспрашивать о деятельности одноклассник. Узнавать предмет по описанию, описывать природу, времена года. Уметь написать письмо. Узнавать содержание закрытой картины. Составлять рассказ по серии картинок, подписывать их, придумывать название рассказа, составлять рассказ 8-10 предложений.

Первоначальные грамматические обобщения
Различать слово и предложение. Составлять предложения по картинкам, по демонстрации действия.
Понимать и отвечать, задавать вопросы Кто? Что? Что делает? Что сделала? Какой? Какая? Какое? Какие? Кого? Что? Где? Чем? Куда? Откуда? Когда? Как?
Находить начальную форму существительных на –а,, глаголов на –ть; прилагательных по существительному.
Объединять в группы однокоренные слова и правильно употреблять их в предложении.
Подбирать слова близкие и противоположные по значению, и употреблять их в предложении.
Употреблять предложения усложнённых структур с прямой и косвенной речью (потому, что, чтобы).

Чтение и развитие речи
   Осмысленное, плавное чтение вслух целыми словами с соблюдением правил орфоэпии (40-60 слов в минуту).
Выделять название произведения; находить указанную страницу с текстом; отбирать к тексту нужные картинки; располагать картинки по порядку; изображать содержание частей прочитанного рассказа в рисунках;
отвечать на вопросы учителя по содержанию; находить действующих лиц; знать наизусть 2-3 стихотворения.
 
Познавательное развитие

   Диагноз  клинический:
 двусторонняя сенсоневральная глухота. ЗПРР. ППЦНС.
 
   Психолого – педагогическое заключение:
уровень психического развития ниже возрастной нормы, но данных за стойкое нарушение психической деятельности нет. Нарушение речевого развития.
 
   Актуальность проблемы
Задержка речевого развития.
Слабо развита познавательная активность. Выраженные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально – волевой сферы.
 
   Диагноз функциональный:
недостаточный уровень познавательной активности.
 
Недостаточный период продуктивной деятельности. Нарушение речевого развития. Недостаточный уровень развития интеллектуальной деятельности.
 
   Цель программы:
развитие познавательной сферы ребенка через коррекцию сенсорного и интеллектуального развития.
 
   Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
  • изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности учащейся;  
  • создание образовательных ситуаций для целенаправленного  формирования обобщенных способов ориентировки в различных сферах предметной деятельности;
  • объединение всех видов деятельности, в том числе и мыслительных операций, с речью.
        
    Содержание программы (направление и формы работы):

   1. Формирование произвольной психической саморегуляции и самоконтроля через систему коррекционно – развивающих занятий по телесно – ориентированным техникам.
 
   Форма работы:
   групповая
  • Комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель). 
  • Перерыв (2 недели).      
  • Комплекс для развития правого полушария (6-8 недель).     
  • Перерыв (2 недели).      
  • Комплекс упражнений  для развития левого полушария (6 -8 недель)
 
   2. Развитие целостного восприятия через предметно – практическую деятельность.
 
   Форма работы:
   индивидуальная
 
   В процессе коррекции осуществляется развитие основных видов чувствительности. Для осуществления коррекции
подбираются игры и упражнения, которые способствуют выделению свойств через предметно – практическую  деятельность, включающие разные виды сопоставления предметов между собой по их форме, величине, цвету. Чем больше впечатлений получит ребенок на данном этапе, тем богаче и подробнее будет его картина мира. Эти впечатления могут быть зрительными, слуховыми, мышечными. Подобранные игры позволяют ребенку ощутить (потрогать, почувствовать, увидеть) разнообразные характеристики предметов, проявить в них как умственную, так и физическую активность.
         
     Развитие основных видов чувствительности:
  • Соотнесение и называние  цвета, формы, величины предметов;
  • Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
  • Нахождение сходства и различия предметов, по–разному расположенных в пространстве;
  • Выбор предметы по образцу, предъявленному взрослым;
  • Обобщение предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина);
  • Определение названия предмета, формы предмета;
  • Получение множества оттенков одного цвета с помощью красок;
 
   Виды деятельности: соотнесение формы окружающих предметов (по образцу, самостоятельно). Распознавание предметов с помощью осязания. Сравнение объектов по различным признакам, самостоятельное выделение признаков (цвет, форма, величина и их названия). Определение сходства и различия предметов, по-разному расположенных в пространстве. Группировка предметов (практическая деятельность). Упражнение по формированию операций обратимости (накладывание на контур частей и их переворачивание).
  Выделение признаков предметов и их классификация по существенным и несущественным признакам с помощью взрослого.
Соотнесение оттенка цвета по образцу. Самостоятельное получение оттенка цвета на основе практического смешивания красок. Выполнение заданий по устной и письменной инструкции.
   Ориентировка (вниз, вверх, слева, сзади, над, под) в пространстве и на листе бумаги.
    
    Развитие мышления:      
  • Оперирование образами предметов;      
  • Конструирование из частей целого и выделение из целого части;      
  • Развитие умения обобщать предметы по существенным и несущественным признакам; составлять рассказ по серии картинок. Составлять рассказ по началу и концу; составлять предложения с заданным количеством слов; придумать окончание предложения, текста.
   Виды деятельности: упражнения на развитие мышления и воображения. Выявление логических связей при рассматривании сюжетных картинок. Выделение «четвертого лишнего». Решение логических задач.

3. Развитие эмоционально – личностной сферы
    На занятиях используются элементы психогимнастики.
    Упражнения психогимнастики направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как его познавательной, так и эмоционально – волевой сферы (Чистякова М.И.).
Прогноз: в практической деятельности восприятие детей с нарушенным слухом становится активным, и целенаправленным.
Развитие восприятия свойств и отношений предметов, наряду с наглядно – действенным мышлением способствует формированию наглядно – образного и логического мышления.
Медицинское сопровождение
 Щадящий режим учебных и внеклассных занятий.
 Выполнение назначений врачей.
 Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
 Консультации сурдолога, невролога, педиатра.
 Занятия ЛФК: для детей с диагнозом «Уплощение стопы» занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут. На занятиях проводятся упражнения для исправления деформации. На укрепление мышц стопы и голени. На расслабление. А также на достижение коррекции положения стопы и её закрепление.
Способы осуществления контроля выполнения программы сопровождения
  • Протокол обследования ЗУН на начало и конец года
  • Итоговая характеристика на конец года (динамика развития)
  • Динамика слухоречевого развития (сравнительная )
  • Заключение педагога-психолога ( динамика на конец года)
 
Результат индивидуальной программы сопровождения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому